Фитодизайн в библиотеке
Консультация

И.В. Яцкевич, главный библиотекарь научно-методического отдела Белгородской государственной универсальной научной библиотеки

Я красотой цветов пленяться не устал,
И слишком грустно потерять их сразу...
Всегда жалею их ...
Аривара Нарихира
(поэзия древней Японии)

Обычай украшать свое жилище живыми растениями существует очень давно. Он возник в странах с ярко выраженной сменой времен года. Первоначально в зимнее время в помещениях выращивали лекарственные растения, но затем им на смену пришли растения с красивыми цветками или листьями. После крупных географических открытий в оранжереях и комнатах появились растения из тропических лесов, субтропиков, пустынь Америки, Африки, Азии. Все они обладали разными требованиями к условиям произрастания и ухода за ними. Постепенно для комнатных растений сформировались правила выращивания в соответствии с требованиями каждого вида и их аранжировки.
Декоративные комнатные растения – это кусочек живой природы у вас дома. При умелом подборе они дополняют убранство помещения, придают ей нарядность, своеобразие, неповторимость. За последние несколько лет комнатное цветоводство претерпело своеобразное изменение. Оно постепенно проникло в производственные и служебные помещения. Во многом благодаря наличию огромных, почти до пола, окон, веранд, эркеров, светлых утепленных переходов, пролетов, лестничных площадок. Это позволяет создавать зимние сады, зеленые уголки, подвесные цветники, украшать помещения вазонами.
Комнатных и садовых цветов очень много. Вот десять золотых правил для тех, кто занимается фитодизайном:
не заливайте растения;
примиритесь с потерей некоторых растений (однолетние – цикламен, глоксиния, хризантемы на зиму срезаются);
создайте цветам влажную атмосферу воздуха в зимний период;
принимайте вовремя необходимые меры (боритесь с тлей, молью, щитовидкой);
группируйте растения (соблюдайте правила аранжировки, научитесь создавать группу из растений);
научитесь пересаживать (через 2-3 года растение нуждается в пересадке);
выбирайте правильно местоположение (опытный цветовод не вырастит на солнечном подоконнике тенелюбивое растение);
правильно ухаживайте за каждым растением (создавайте им подходящие условия);
правильно подбирайте инвентарь (лейку, опрыскиватель, секатор, мягкую губку).
Библиотеки издавна украшали свои помещения цветами, засушенными растениями, стеблями трав. Но задача создания ее привлекательного образа потребовала всерьез задуматься о том, как вписываются цветы в интерьер, насколько гармонично они сочетаются друг с другом и иными элементами оформления.
Чтобы библиотекари могли при этом полагаться не только на свой художественный вкус и интуицию, приведем несколько требований фитодизайнеров. Важнейшее из них – соблюдать масштабность: учитывать соотношение величины цветочной композиции (вазы с цветами, стеблями, цветочницы с декоративными растениями и др.) и размера помещения. В небольшом по объему нотно-музыкальном отделе ЦРБ высокая напольная ваза с засушенными растениями смотрится как помпезное, претенциозное сооружение. Зато переставленная в «красный угол» просторного читального зала, она выступает в роли законченного декоративного элемента.
Точно так же миниатюрная композиция «теряется» в большом холле, если ее визуально не выделить на размещенном в центре столике или специальной подставке. Небольшие композиции из засушенных цветов и стеблей, стоящие или висящие вблизи кафедры записи на абонементе (как правило, она отделена от стеллажей свободным пространством и составляет автономную, компактную зону), придают помещению нарядный вид, настраивают на восприятие библиотеки как уютного дома.
Немаловажное значение специалисты придают расположению и группировке растений. Нередко их размещают по так называемому линейному принципу – ставят в ряд или рядами на подоконниках в читальном зале или других отделах. Иногда по обе стороны окна сооружают ступенчатые лесенки. Такое расположение фитодизайнеры считают неудачным: цветы забирают слишком много света, да и эстетический эффект из-за их изобилия снижается. Лучше поставить на подоконник одно растение с раскидистыми побегами или красиво сформированной кроной. К ним относят популярные папоротник, аспарагус, сансевиеру, мирт и пр. Можно использовать широкую плошку, в которой составить композицию из трех-четырех растений.
Распространенную лесенку благополучно заменяют специальные подставки перед окном или полочки, расположенные в простенке между окнами. Одно красивое, не слишком крупное растение можно подвесить перед окном: при этом оно не должно загораживать свет. Группируя растения в букеты или композиции, следует помнить, что нередко в вазе или другом сосуде выигрышнее смотрятся асимметрично расположенные цветы, тем более злаки и ветки.
Размещая растения в помещениях библиотеки, особенно в отделах обслуживания, учитывают направленность линии: вертикаль или горизонталь. Вьющиеся растения, направленные вверх, «к солнцу», создают ощущение более высоких потолков. В качестве опоры для них можно использовать сухое ветвистое дерево, решетку из планок, декоративные шнуры. Для помещений с рельефной окраской стен или выпуклыми обоями дизайнеры рекомендуют растения, которые с помощью корней-присосок сами прикрепляются к неровной поверхности стены: плющ, филодендрон лазящий и др.
Иначе надо использовать растения, вьющиеся по горизонтали. Ими целесообразно оформлять вестибюль, гардероб, холлы библиотеки. А вот в читальном зале они загораживают свет, зрительно уменьшают объем помещения. Если сотрудники все же решили выбрать такой вариант оформления зала, лучше воспользоваться стеной напротив окна или разместить растения над дверью. Не стоит располагать вьющиеся растения по всему периметру помещения. Если к тому же окна выходят на север, то можно представить постоянное ощущение сырости, особенно усиливающееся в непогоду.
В коридорах и холлах с постоянным искусственным освещением также не следует увлекаться вьющимися растениями, почти целиком закрывающими стену. В этих случаях фитодизайнеры советуют использовать отдельные подвесные устройства: кашпо, исполненное в технике макраме, или своеобразные корзинки различных форм, сплетенные из лозы. Хорошо воспринимаются и растения в напольных подставках различной формы или кадках.
А какие цветы лучше всего украшают библиотеку? «Самые разные, – отвечают фитодизайнеры, – если только они приспособлены к условиям вашей библиотеки». При этом имеются в виду, прежде всего, многолетние домашние растения. Выбирая их, следует узнать, какие любят тень, а какие солнце, обильный полив или, наоборот, минимум влаги. Многое зависит от уровня освещенности помещений, температуры, влажности, применяемых удобрений и т.п. Некоторые растения выделяют ядовитый сок, например известный своими крупными красивыми цветами олеандр, другие вызывают у отдельных людей аллергию или раздражение кожи (комнатные примулы).
При выборе растения большое значение имеет его размер и облик. Приобретая молодое растение, не забывайте, что маленькая драцена или фикус спустя некоторое время превратятся в дерево высотой с человеческий рост.
Среди горшечных растений предпочтительно выбирать имеющие декоративные листья, так называемые кустистые растения: пестрые, цветные, разрезные. К ним можно отнести ахименес, бегонию, колеус, маранту Керховена, пилею.
Очень хороши розеточные растения. Они невысоки и выигрышно сочетаются с пряморастущими или кустистыми растениями в группах. Это глоксиния, примула, сенполия, карликовое алоэ, седум Моргана, нидулариум, гортензия, пелларгония, пуансеттия, цикламен, гербер.
А как же обойтись без ампельных растений и лиан? Листья этих растений нуждаются в опоре, либо свисают по сторонам горшка. Это плющ, зигокактус, колокольчик, виноград, колумея, фиттония, филодендрон, пасифлора. Названные растения можно сажать как одиночно, так и создавать цветочницы, самый распространенный вид комнатного сада. Это любые продолговатые ящики из дерева или пластмассы с поддонами, хотя сейчас появилось множество специальных контейнеров. Цветочницы могут быть любых размеров. На дно кладется слой гальки, затем слой торфа и лишь затем ставятся внутрь горшки. Каков бы ни был размер вашего комнатного сада, впечатление от него должен подчеркивать фон, который вы выберете – чистое дерево, зеркало, плитка.
Очень эффектно выглядят комнатные растения в висячей корзине. Ее можно повесить на крючок возле стены или на кронштейн в стене, прямо над абонементом, чтобы зеленая масса как бы струилась вниз. Но следует учитывать некоторые особенности: воздух вверху суше, чем на уровне пола или подоконника, труден и полив цветов, ведь излишек будет капать на пол. Но если вы все же решите пойти этим путем, вот несколько советов.
Берется горшок с глубоким поддоном, или специальный контейнер. Стенки между горшком и поддоном заполняются влажным торфом (он легче, следует избегать лишнего веса). Проверьте, крепко ли закреплен кронштейн, достаточно ли света получает растение. Для висячей корзины хорошо подходят аспарагус, бегония, зебрина, зигокактус (декабрист), колокольчик, пеларгония (герань), плющ, сциндапсус, традесканция, фуксия, хлорофитум, хойя, эписция.
Обычно комнатные растения не рассматривают как источник продуктов для стола, тем не менее, в комнатных условиях можно выращивать на удивление много пищевых растений. Красивы в горшках специальные сорта оконных томатов, земляника, пряные овощи, стручковый перец и даже шампиньоны. Их можно использовать как для выставок, удивлять гостей, и для собственного стола.
Для читального зала можно использовать «зеленые стены», когда на полу вдоль стены выставляются горшки с плющом, сциндапсусом, филодендроном лазающим, карликовым фикусом, а ветви растений крепят на шпалеру, закрепленную возле потолка.
Для небольших помещений библиотеки попробуйте сад в плошке или пот-э-флер (цветущий горшок). Все эти композиции будут радовать не только вас, но и удивлять читателей своей необычностью.
Сад в плошке говорит сам за себя. Это специальная низкая плошка из подобранных суккулентных растений – кактусов, карликового алоэ, седума Моргана, молодила.
Пот-э-флер по существу маленькая цветочница, в которую высаживают несколько декоративнолистных растений. При создании композиции в емкость с субстратом между горшками вставляют стеклянную или металлическую пробирку. Пробирку заполняют водой и в нее помещают срезанные цветы, которые можно менять. Очень красиво смотрятся сансевиера, плющ, драцена, колеус, а в пробирку можно ставить срезанные нарциссы, розы, тюльпаны.
В больших холлах часто используют для привлечения внимания как элемент, который бы конкурировал с другими предметами в комнате, отдельно стоящие растения. В просторной комнате наибольшее внимание привлекает к себе крупное растение. Это и драцена окаймленная, фикус, фатсия, пальма, диффенбахия, араукария разнолистная, кротон.
В последние годы все большее число библиотек создает у себя своеобразные «зимние сады» или «сады камней». Как правило, это небольшой уголок в вестибюле или достаточно просторное помещение в холлах областных и краевых библиотек.
Очень интересна техника бонсаи «растение на подносе». Этой японской технике около тысячи лет. Следует знать, что это не комнатные растения, а самые обычные лесные и садовые деревья с определенно подрезанной корневой системой. Но бонсаи увлекательное занятие и имеет неповторимый успех у зрителей. Выращивать бонсаи можно их черенков сосны, клена, можжевельника, кипариса, фикуса, яблони, вишни, азалии, персика, абрикоса, магнолии.
Если вы попробуете украсить залы библиотеки горшками с лесными и луковичными растениями, то будете награждены яркими букетами. Нарциссы, тюльпаны, ландыши, гиацинты, ирисы вполне пригодны для выгонки. И уже весной они будут вас радовать своим ароматом и нежными лепестками.
Весной во многих библиотеках можно увидеть в вазах с водой ветки ивы, вербы, тополя. Лето дает возможность сочетать различные цветы со злаками, а осенью помещения можно украсить ветками с плодами рябины, боярышника, шиповника (листья при этом срезают). Зимние букеты представлены сосновыми, еловыми ветками с шишками.
Тысячелетиями люди пытались сохранить нетленными аромат и красоту цветов, создавая из них косметические средства, применяя растения даже в кулинарии. Вообще, отношение к увядающим растениям – особый пласт человеческой культуры. В этом кроется и некая нравственная сила: чем больше появляется спасенной красоты, тем вероятнее, что она способна спасти и человечество.
Красота высушенных растений обладает особым очарованием. В окружении букетов из засушенных цветов не так тоскливы пасмурные дни поздней осени и зимы. Так почему не попытаться подарить вторую жизнь цветам, ведь это доступно каждому.
Лето предоставляет возможность собрать материал для составления нарядных композиций из высохших растений. Для этого хорошо подходят бессмертники – самые благодатные сухоцветы. Собирают их незадолго до того, как они распустились. Если повесить в теплом сухом, но проветриваемом месте, то цветки еще немного распустятся. Поскольку нежные сухие стебельки легко ломаются, то еще до сушки нужно протянуть проволоку через стебель, что придаст опору цветку в дальнейшем.
Нежное растение с множеством маленьких белых цветочков, которое подходит для оживления любого букета, – перекати-поле. Оно хорошо выглядит как одно, так и в композиции.
Никакой другой цветок не засыхает так легко, как роза. Ее можно подвесить головкой вниз, сушить в мыльном порошке.
Прекрасно подходят для сухих букетов лаванда, цветки декоративного лука и лука-порея, пижма, полынь, отцветший чертополох, кипрей, бархатцы, зерна кукурузы, горох, плоды шиповника.
Букеты можно подбирать как из цветов, так и из фруктов, овощей, делать сборные. Это отдельный разговор, и для тех, кто заинтересуется этой темой, я рекомендую книгу Роземи Штробель-Шульце «Флористика».
Преимущество искусственных цветов состоит в возможности их динамичного использования, регулярного обновления. Фитодизайнеры советуют не злоупотреблять ими и по возможности сочетать с домашними растениями, ветками, засушенными злаками, создавая иллюзию подлинности того, что изготовлено руками и лишь имитирует живую природу. Имитация такого рода, будучи своеобразной игрой, также благоприятно влияет на формирование привлекательного образа библиотеки.
Разместить букет в вазе тоже искусство. Чтобы выбрать сосуд нужной величины, следует помнить о пропорциях букета. Для этого используют известные со времен античности требования к разделению пространства на части. Исходя из них, фитодизайнеры советуют размещать букет в вазе таким образом, чтобы на высоту последней приходилось три части, на «выглядывающие» из нее цветы – пять частей, а высота всей композиции составляла восемь частей. По той же схеме строят композиции, размещаемые в плоских вазах. За основу берут диаметр вазы.
Особого внимания требует форма фитокомпозиций. Круглая, полукруглая, овальная, треугольная форма создает разный эффект и соответственно хороша в конкретных библиотечных ситуациях. По мнению дизайнеров, треугольная форма букета более подходящая в торжественных случаях, когда, например, его вручают юбиляру или ветеранам войны и труда. Аналогичные требования предъявляют и к композициям из сухих веток и листьев, заменяющих букет и украшающих те или иные официальные церемонии.
Овальная форма цветочной композиции позволяет «вписаться» в книжно-иллюстративную выставку, посвященную, например, любовной лирике или женскому роману. А к вечеру старинных цыганских романсов наряду с другими аксессуарами уместно оформить аудиторию букетом асимметричной, так называемой полулунной формы. Аранжировочным материалом при этом выступают декоративные злаки, болотные травы, ветки кустарников и деревьев. В нижней части композиции располагают крупные цветы (живые или столь нелюбимые многими профессиональными фитодизайнерами искусственные), выше – более мелкие, а также бутоны. Для таких композиций лучше всего подходят низкие плоские вазы.
В библиотеках редко можно встретить цветы в хрустальных вазах. Чаще всего это керамика – однотонная, реже расписная, напольная и настольная. В них ставят красивые ветки, листья, цветы. Иногда это может быть стеклянная ваза простой формы. В последние годы изобретательные библиотекари используют оригинальные заменители ваз – оформленные определенным образом банки и флаконы. Например, сотрудники библиотеки Российской академии государственной службы обвязывают сосуды обычным пеньковым шпагатом (плотными рядами), затем окрашивают белой масляной краской. Иногда на слой белой краски накладывают точечные мазки лиловой или желтой краски в тон или, наоборот, по контрасту к веткам. Не заметить это великолепие невозможно.
Но не следует забывать о главном – емкость для цветов должна быть подобрана таким образом, чтоб она не выпячивалась, не оттягивала внимания от самого букета.
Профессиональный фитодизайн невозможен без гармонического сочетания цвета используемых композиций и обстановки библиотеки, ее интерьера. Оптимальными считаются сочетания цветов, рожденные самой природой: желтого с синим, розового с зеленым, желтого с зеленым и т. п. В других случаях букет может получиться слишком пестрым. Учитывается также фон: драпировка из цветной ткани, деревянная основа стеллажа, на торце или вблизи которого размещена фитокомпозиция, фактура стены (из кирпича, керамзита), особенности ее окраски или оклейки обоями и т.п.
И в заключение несколько слов об уходе за растениями. Не нужно забывать об особенностях освещения, температуры, полива. Некоторые растения (сенполия, глоксиния, цикламен, пеларгония) не любят, когда на листья попадает вода, другие (плющ, бальзамин, бегония, жасмин) нуждаются в мытье, третьи (фикус, диффенбахия, лавр, кротон) в полировке специальным воском. Летом нуждаются в проветривании бальзамин, кактусы, пеларгония, араукария. На свежий воздух следует выносить, так как проветривания недостаточно, акацию, ракитник, кактусы тропические, гранат, жасмин.
Для того, чтобы помещения вашей библиотеки радовали читателей красотой и создавали уют, следует заниматься фитодизайном профессионально, используя специальную литературу. В издательском доме «Кладезь» вышла целая серия книг по цветоводству, которые могут стать настоящими помощниками в ваших начинаниях.

Используемая литература:

«Все о теплицах и зимних садах». – М., 2000. – С. 343.
Матлина, С.Г. Привлекательная библиотека, или что может реклама. – М., 1997. – С. 91.
Суханова, Н.П., Амбарян С.А. Вторая жизнь цветов: выращивание, аранжировка. – М., 1994. – С. 285
Тавлинова, Г.К. Цветы в комнате и на балконе – Л., 1985. – С. 175.