|
СПРОСИ СПЕЦИАЛИСТА
- Какие документы необходимо оформить с работником библиотеки в связи с введением эффективного контракта?
Отвечает Бражникова Светлана Алексеевна, заместитель директора по научной работе Белгородской государственной универсальной научной библиотеки:
Документ
- Каков порядок предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам муниципальных библиотек, не включенным в Перечень библиотечных работников, утвержденный Законом Белгородской области «О библиотечном деле в Белгородской области»?
Отвечает Светлана Алексеевна Бражникова, заместитель директора БГУНБ по научной работе:
В ответ на поступающие вопросы о порядке предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам муниципальных библиотек, не включенным в Перечень библиотечных работников (далее - Перечень), утвержденный Законом Белгородской области «О библиотечном деле в Белгородской области» (в ред. законов Белгородской области от 29.12.2001 № 18, от 12.07.2004 № 128, от 13.07.2012 № 123), сообщаем следующее.
Согласно Трудовому кодексу РФ дополнительный оплачиваемый отпуск может быть предоставлен работнику за работу с ненормированным рабочим днем.
Статья 101 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) ненормированный рабочий день определяет как «особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной установленной для них продолжительности рабочего времени».
Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, в т.ч. правилами внутреннего трудового распорядка, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
В соответствии со Статьей 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней. Право на дополнительный отпуск возникает у работника независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня.
Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых из местного бюджета, устанавливаются органами местного самоуправления.
Работодатель ведет учет времени, фактически отработанного каждым работником в условиях ненормированного рабочего дня.
В муниципальной общедоступной библиотеке Белгородской области дополнительный оплачиваемый отпуск может быть предоставлен должностям работников с ненормированным рабочим днем, не включенным в Перечень должностей работников библиотеки с ненормированным рабочим днем, кому может быть предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск, устанавливается дополнением к коллективному договору.
Следует иметь ввиду, что библиотечным работникам, должности которых включены в вышеупомянутый перечень, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется в соответствии со Ст. 28 Закона Белгородской области «О библиотечном деле в Белгородской области» (в ред. законов Белгородской области от 29.12.2001 № 18, от 12.07.2004 № 128, от 13.07.2012 № 123): «Работникам, …, сверх основного отпуска устанавливается дополнительный оплачиваемый отпуск за библиотечный стаж работы из расчета 1 рабочий день за полный календарный год работы, но не более 12 рабочих дней. Дополнительный отпуск присоединяется к основному».
Продолжительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям работников библиотеки с ненормированным рабочим днем определяется в коллективном договоре или правилах внутреннего трудового распорядка муниципального библиотечного учреждения, и должна составлять не менее 3 дней. Максимальный предел такого отпуска Трудовой кодекс РФ не ограничивает, однако с учетом продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска библиотечных работников, включенных в перечень регионального Закона, рекомендуем не превышать его более 12 дней (в среднем не более 8 дней, как показывает библиотечная практика). В каждом конкретном случае продолжительность отпуск зависит от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника библиотеки выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий.
Кадровая служба библиотеки должна вести учет времени, фактически отработанного каждым работником в условиях ненормированного рабочего дня. Учет времени ведется в Табеле учета ненормированного рабочего дня по факту отработанных часов сверх нормальной установленной для работников продолжительности рабочего времени.
Дополнительный отпуск, предоставляемый работникам библиотеки с ненормированным рабочим днем, суммируется с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.
- Зачем нужно предоставлять в кадровую службу библиотеки справку, подтверждающую отсутствие судимости, сотруднику, работающему с детьми?
Отвечает Светлана Алексеевна Бражникова, заместитель директора БГУНБ по научной работе:
Согласно Федеральному закону от 23.12.2010 № 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” и Трудовой кодекс Российской Федерации» глава 55 ТК РФ дополнена статьей 351.1 следующего содержания: «К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности».
Во исполнение данной статьи Трудового кодекса РФ руководители специализированных детских библиотек, а также библиотечные специалисты универсальных и специализированных детских библиотек, обслуживающих пользователей-детей в возрасте от 0 до 16 лет (Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»), должны предоставить работодателю справку из органов внутренних дел об отсутствии судимости.
Справка, подтверждающая отсутствие судимости, должна быть у каждого сотрудника библиотеки, независимо от года его поступления на работу в библиотеку на должность, функции и должностные обязанности которого предполагают взаимодействие с детьми. Справка хранится в личном деле сотрудника.
С учетом вышеизложенного руководителям муниципальных библиотечных учреждений необходимо:
– подготовить список библиотечных работников, на которых распространяются требования статьи 351.1 ТК РФ;
– получить письменное Согласие каждого сотрудника из списка на получение персональных данных от третьих лиц;
– сделать письменный запрос по списочному составу в ИЦ УМВД России по Белгородской области (г. Белгород, пр-т Славы, 70) на получение справок, подтверждающих отсутствие судимости у сотрудников. Письменный запрос со списком сотрудников оформляется на начальника Информационного центра УМВД России по Белгородской области. Стратевчук Галину Федоровну. Помимо подписанных Согласий на получение персональных данных, на каждого сотрудника должна быть представлена выписка из приказа о приеме на работу.
Все вновь принимаемые на работу в библиотеку специалисты, чьи профессиональные обязанности будут связаны с обслуживанием детей, должны предоставлять справку, подтверждающую факт отсутствия у них судимости.
- Какова, все-таки, продолжительность рабочего времени сельского библиотекаря?
Отвечают юрисконсульты Белгородской государственной универсальной научной библиотеки Сергей Сергеевич Фурсов и Александр Алексеевич Штанько
Продолжительность рабочего времени работника устанавливается и регулируется Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами различных уровней власти. При этом ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определяет, что органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии (т. е. не противоречащие) с законодательством Российской Федерации и субъектов РФ.
Согласно ст. 91 ТК РФ рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Помимо нормальной продолжительности рабочего времени законодателем в ст. 92 ТК РФ определена сокращенная продолжительность рабочего времени.
Постановление Верховного Совета РСФСР от 01.11.90 № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени и иные льготы для женщин, работающих на селе. Для них вводится 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными правовыми актами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы (п. 1.3 Постановления).
Данное рабочее время не включает в себя перерыв для отдыха и питания, продолжительность которого в соответствии со ст. 108 ТК РФ составляет не более двух часов и не менее 30 минут и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
Вышеперечисленные позиции Постановления не распространяются на мужчин, работающих на селе.
В случае несоблюдения установленных требований работодатель может быть оштрафован Федеральной инспекцией труда за нарушение законодательства о труде РФ (ст. 5.27 КоАП РФ).
Дополнительно сообщаем, что работа сверх нормы (сверх 36 часов) будет для таких работников (в т.ч. сельских библиотекарей) сверхурочной (ст. 97 ТК РФ), и привлечение к ней должно производиться в соответствии с правилами ст. 99 ТК РФ, т. е. с письменного согласия работника (не более 4 часов в течение двух дней подряд и не более 120 часов в год). Согласно ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа должна дополнительно оплачиваться (не менее чем в полуторном размере за первые два часа работы, не менее чем в двойном размере за последующие часы) или компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха (на него должно отводиться не меньше времени, чем было отработано сверхурочно). Конкретные размеры оплаты и компенсаций за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Однако нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим трудовым законодательством, не подлежат применению (ст. 8 ТК РФ).
Законность и соответствие Конституции РФ Постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.90 № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» подтверждается Определением Конституционного суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 149-0-0 (Приложение 2).
- Какую предварительную работу должны провести библиотеки в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?
Отвечает Светлана Алексеевна Бражникова, заместитель директора БГУНБ по научной работе:
С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе). До этой даты, пока действует Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в течение декабря), необходимо провести некоторые виды работ:
1. Если библиотека самостоятельно проводит закупку, необходимо создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего, который начнет свою деятельность уже после вступления в силу Закона N 44-ФЗ. Работники контрактной службы или контрактные управляющие могут осуществлять свою деятельность после обязательного прохождения повышения квалификации или профессиональной переподготовки (самое краткосрочное – не менее 16 часов) в сфере размещения заказов или в сфере закупок.
2. В рамках реализации ФЗ-№ 44 составить на 2014 год План-график в сроки и по форме в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ N 761, Казначейства РФ N 20н от 27.12.2011 "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков". В плане-графике как можно подробнее прописать каждую процедуру. Обосновать способ закупки и начальную максимальную цену. План-график утверждается руководителем библиотеки, учредителем и в финансовом органе. Сканируется с цветной печатью и размещается на сайте zakupki.gov.ru
При наличии финансовых возможностей:
3. Заключить договор на электроэнергию по п.2.1 части 2 ст. 55 ФЗ-№ 94;
Согласно п.14, п.14.1 ч.2 статьи 55 ФЗ-№94:
4. Заключить договор на Интернет;
5. Договор на приобретение литературы с единым поставщиком;
6. Договор на ТБО (вывоз мусора);
7. Договор на междугороднюю телефонную связь;
8. Заключить в этом году договор аренды, со следующего года аренда входит в контрактную систему закупок.
С 1 января 2014 года вышеперечисленные договоры можно будет заключать по итогам проведенной конкурентной процедуры.
Библиотекам бюджетного типа:
9. Бюджетной библиотеке необходимо принять решение, будет ли часть закупок осуществляться в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в соответствии с Положением о закупке).
9.1. Закон N 223-ФЗ на учреждения казенного типа не распространяется.
9.2. Согласно ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетным учреждениям дано право не применять Закон о контрактной системе (Закон N 44-ФЗ) при закупках в трех случаях:
за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством РФ порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
9.3. Этим правом бюджетная библиотека может воспользоваться, если до 1 января 2014 г. :
- для осуществления закупок в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ, получит ЭЦП (электронно-цифровую подпись) и также составить примерный план-график закупок;
- примет Положение о закупках в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ;
- Положение и План-график должны быть размещены на сайте zakupki.gov.ru до 1 января 2014 года;
- принятое бюджетной библиотекой решение об осуществлении указанных выше закупок в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, или в соответствии с Законом N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году;
- по всем вопросам осуществления закупок в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ, можно обратиться:
ООО «ОТС Белгород»,
ул. Мичурина, 56, офис 201, 202,
тел.: 31-70-99; 8 906 566 200 5 – Мария
10. Согласно ч. 24 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 1 января 2016 года - до даты ввода в эксплуатацию единой информационной системы взаимодействие региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок осуществляется в сети Интернет через официальный сайт РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
- ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
К Вам обращается библиотекарь одной из сельских библиотек Курской области. У меня есть несколько вопросов,
и я надеюсь, что Вы сможете помочь мне их решить.
В нашем районе, где я работаю, сложилась интересная ситуация. Начну с того, что все наши сельские библиотеки
были переведены на бюджеты сельских советов согласно закону о местном самоуправлении и мы все оказались в
правовом вакууме. В нашей районной библиотеке сами ничего не знают или делают вид, что не знают.
Наш районный юрист неуловим. Пожалуйста, помогите, если это в Ваших силах.
1. Поскольку библиотека находится в ведении сельского совета, обязана ли сельская библиотека
обслуживать пользователей, проживающих в другом сельском поселении, так как это было
раньше, или нет? В каких правовых актах содержится ответ на этот вопрос?
2. Существуют ли нормы оценки работы сельского библиотекаря, связанные с определением количества
пользователей, посещающих библиотеку? Сколько пользователей. приходится на одного сельского библиотекаря?
У нас 1600 пользователей на двух библиотекарей, в других сельских библиотеках их всего 300—400,
а заработная плата одинаковая. В городских библиотеках действует норма 600 читателей на одного библиотекаря.
3. Кто имеет право на проверки в сельской библиотеке отчетности, планов работы? Входит ли проведение
проверок документации библиотеки в компетенцию сотрудников районного отдела культуры?
Почему у меня возникли такие вопросы? По моему разумению, если библиотеку финансирует и
несет ответственность за нее только сельский совет, значит, библиотека становится ведомственной,
и посещать ее могут только жители этого сельского совета. Заранее благодарна.
О. В. Бородина,
деревня Ушаково,
Курский район,
Курская область
Отвечает доцент кафедры управления Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма Г. Карпицкая:
В Конституции Российской Федерации части 2 статьи 44 указывается, что «Каждый имеет право на участие в
культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
В статье 1 Федерального закона «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ дается определение
общедоступной библиотеки: «библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами
юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без
ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии».
В статье 5 того же Федерального закона указывается, что:
1. Каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования,
социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание
на территории Российской Федерации.
2. Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается созданием государственной и муниципальной
сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания;
многообразием видов библиотек, государственным протекционизмом в деле создания юридическими и физическими
лицами библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации и масштабов
деятельности.
3. Права граждан в области библиотечного обслуживания приоритетны по отношению к правам в этой области
государства и любых его структур, общественных объединений, религиозных и других организаций».
Причем известен случай, когда несколько лет назад прокуратура одного из северных регионов России внесла
протест на действия работников местной библиотеки, препятствовавших за¬писи в библиотеку иногородних лиц,
работавших в тех местах вахтовым методом.
Оценивать работу библиотекаря сельской библиотеки по количеству пользователей, естественно, нельзя.
Количество посещений библиотеки ее пользователями может влиять на штатное расписание библиотеки
(т. е. увеличение или сокращение ее штата), которое должно составляться на основании подсчета времени,
использованного на различные работы в библиотеке в соответствии с «Межотраслевыми нормами времени на работы,
выполняемые в библиотеках», введенные в действие Постановлением Министерства труда и социального развития
Российской Федерации от 3 февраля 1997 года № 6. Указанные «Межотраслевые нормы» рекомендованы для применения
в библиотеках независимо от их форм собственности и организационно-правового статуса.
Нормы времени установлены на следующие направления деятельности работников библиотек: комплектование и
учет библиотечного фонда; библиотечную обработку документов; обеспечение сохранности фонда; обслуживание
читателей и межбиблиотечный абонемент; массовую, справочную и информационно-библиографическую работу;
перевод и переработка печатных текстов с иностранных языков на русский и с русского на иностранные языки;
исследовательскую, методическую и научно-организационную работу; редактирование рукописей; работу по организации
труда и управлению.
Приложением № 2 к данному документу являются определенные формулы, с помощью которых после подсчета времени
затраченного работниками конкретной библиотеки на все предусмотренные в документе библиотечные операции,
осуществляется методика расчета численности работников библиотеки..
Общего (примерного, типового) положения о районном отделе культуры в настоящее время не существуют, поэтому
на уровне муниципальных образований составляются положения о собственных отделах культуры, которые порой
достаточно различаются между собой.
Для ответа на поставленный вопрос необходимо ознакомиться с положением об отделе культуры по месту работы
автора письма, а также с должностными обязанностями методиста этого отдела культуры.
- ЛЬГОТЫ СЕЛЬСКИМ БИБЛИОТЕКАРЯМ
Пишет Вам сельский библиотекарь из Красноярского края. В библиотеке работаю более 20 лет,
имею двухкомнатную квартиру. Большая к Вам просьба: объясните, пожалуйста, имею ли я право на бесплатное
отопление, жилье и электроэнергию? Думаю, что этот вопрос интересует многих сельских библиотекарей.
Н. П. Молокитина,
поселок Инголь,
Шарыповский район,
Красноярский край
Отвечает юрисконсульт по гражданско-правовым вопросам А. Данилкина:
В соответствии со статьей 6 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате
жилья и коммунальных услуг» 17 декабря 2004 года № 13-2804 (с последующими изменениями, внесенными
Решением Красноярского краевого суда от 20.02.2006 года) «руководителям и специалистам краевых государственных
и муниципальных учреждений культуры и искусства (за исключением общеотраслевых должностей служащих,
перечень которых утвержден федеральным органом исполнительной власти), специалистам культуры краевых
государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных
пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), для которых указанные учреждения являются основным
местом работы, предоставляются субсидии в следующих размерах:
а) 100 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы, установленной законом края;
б) 100 процентов стоимости электроснабжения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения
и доставки твердого топлива при наличии печного отопления в пределах социальной нормы площади жилья,
установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами
местного самоуправления.
В случае, если в составе семьи имеется два и более совместно проживающих граждан, указанных в пунктах
1, 2 настоящей статьи, субсидии предоставляются исходя из фактической стоимости жилья и коммунальных услуг,
установленной пунктом 1 настоящей статьи, но в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом
края, и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления, на каждого.
Субсидии распространяются на детей граждан, указанных в пунктах 1, 2 настоящей статьи,
не достигших возраста 18 лет, а также на детей, обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях
всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений
дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет,
проживающих совместно с ними.
-
Добрый день!
Мы со дня основания получаем Ваш журнал «Независимый библиотечный адвокат». Журнал очень нужный, своевременный,
интересный и актуальный. Решила и я задать Вам вопрос. Я с 1986 года работаю в отделе комплектования и обработки
литературы старшим библиотекарем. Где-то в 1989—1991 годах меня по приказу перевели в заведующие отделом
комплектования и обработки литературы на 12-й разряд. Но, так как была неразбериха в отделе кадров, тот начальник
уволился, потом был еще, сейчас с 2005 года новый. Сразу в то время мне в трудовой книжке не сделали
соответствующую запись. Так почти 20 лет я работаю в этой должности, исправно получаю заработную плату,
но тех приказов нет. Как и каким образом сделать эту запись в трудовой книжке? Кто ее должен делать?
Дайте, пожалуйста, ответ, в каких библиотеках положены грузчики (носильщики)? Как в других библиотеках выходят
из этого положения? Положены ли доплаты за это? Поскольку у нас грузоподъемников нет, а книги носим на второй этаж.
На какие документы надо опираться?
Теперь о пыли. Положены ли доплаты за это?
Сколько процентов положено за работу на компьютере?
А. 3. Густова,
г. Бирск,
Республика Башкортостан
Отвечает доцент кафедры управления Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма Г. Карпицкая:
Что касается Вашей работы заведующей отделом комплектования и обработки литературы без издания приказа,
то подтверждением этого является выполнение Вами всех обязанностей по этой должности, о чем известно
руководству библиотеки, а также получаемая Вами в бухгалтерии заработная плата.
Если руководство библиотеки отказывается произвести запись в трудовой книжке, необходимо обратиться в суд
с соответствующим исковым заявлением.
Штатное расписание библиотек утверждается руководителями этих учреждений с учетом объемов работы,
структуры, наличия финансовых ресурсов внебюджетных источников. Если должности грузчика или подсобного
рабочего нет в штатном расписании библиотеки, а он необходим, возможна доплата за выполнение этих
обязанностей какому-либо библиотечному работнику или другому специалисту. Но при этом обязательно должна
быть вакантная должность в штатном расписании грузчика или подсобного рабочего, за выполнение обязанностей
которого штатный работник может получать доплату. Размер доплаты устанавливается по согласованию между
работником и работодателем.
Доплата за наличие пыли в библиотеке не предусмотрена. Необходимость улучшения рабочего места
возможно отразить в коллективном договоре.
За работу на компьютере устанавливаются перерывы. При восьмичасовом рабочем дне перерывы предоставляются
после двух часов работы на компьютере на 15—20 минут, а также после обеда через два часа работы на
компьютере — перерыв на 15—20 минут.
- НАЗНАЧЕНИЕ НА ДОЛЖНОСТЬ
Здравствуйте, уважаемая редакция!
Я работаю в Краснодарской краевой специальной библиотеке имени А. П. Чехова библиографом.
В нашей библиотеке имеется городской филиал, в котором работают два сотрудника — библиотекарь и библиограф.
Библиотекарь также является заведующей филиалом. Казалось бы, ничего необычного. Но суть в том, что у
библиотекаря нет не только специального образования, но даже полного среднего. А у меня наоборот — высшее, да
еще и специализация «руководство чтением детей». Она объясняет, что работала библиотекарем где-то в дальнем
гарнизоне. А я не согласна. Ведь работа в библиотеке какого-то глухого гарнизона и работа в краевой
специальной библиотеке, где требуют знания не только традиционных библиотечных дисциплин, но еще
и дефектологии, особенно тифлологии, — две суть разные вещи. На этой почве уже происходило несколько инцидентов,
так как я не воспринимаю ее как заведующую филиалом. Ее упрощенческие методы, особенно при подготовке и
проведении массовых мероприятий, для меня являются прокрустовым ложем.
Администрация библиотеки сложившийся парадокс объясняет лишь тем, что должность заведующей
филиалом имеет право занимать только библиотекарь. Я не понимаю — неужели в зачет не идут ни знания,
ни профессионализм? При этом администрация библиотеки утверждает, что я обязана воспринимать ее как
заведующую филиалом. Но ведь чувствам не прикажешь.
Объясните, пожалуйста, данную ситуацию с юридической точки зрения. Есть ли из нее выход?
С уважением,
Е. В. Кривенкова,
г. Краснодар
Отвечает доцент кафедры управления Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма Г. Карпицкая:
На Ваше письмо разъясняю, что с юридической точки зрения назначение на должность
заведующей филиалом библиотеки отнесено к компетенции руководства библиотеки.
Заведующая филиалом — это не выборная должность. По своим должностным обязанностям директор
библиотеки осуществляет руководство всей библиотекой, утверждает ее структуру и штатное расписание,
несет всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений.
Что касается Вашего личного отношения к этому назначению — это вопрос этики.
- ОПЛАТА БОЛЬНИЧНЫХ ЛИСТОВ
Здравствуйте!
Нельзя ли нам узнать, как теперь оплачиваются больничные листы в бюджетных учреждениях?
У нас в библиотеке раньше всегда оплачивались только рабочие дни, а теперь по больничному
нам оплачивают календарные дни. Верно ли это?
Заранее благодарим Вас, С. В. Петрова и 3. И. Старкова, г. Санкт-Петербург
Отвечает доцент кафедры управления Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма Г. Карпицкая:
На Ваше письмо об оплате больничных листов разъясняю, что с 1 января 2007 года действует новый порядок
расчета по больничным листам в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации «Об утверждении Положения об особенностях исчисления пособий по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному
страхованию» от 15.06.2007 года №375.
Согласно данному постановлению пособия по временной нетрудоспособности исчисляются исходя из среднего
заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу
наступления временной нетрудоспособности.
Во всех случаях для исчисления пособия используется средний дневной заработок,
который определяется пу¬тем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период на число
календарных дней, приходящихся на этот период. Подробно с данным постановлением рекомендую ознакомиться
через правовые системы «Гарант» или «КонсультантПлюс».
-
Особенности обслуживания читателей библиотеки в форме семейного формуляра?
(МУК «ЦБС Волоконовского района»)
Отвечает Черкашина Светлана Петровна, главный библиотекарь научно-методического отдела Белгородской государственной универсальной научной библиотеки:
Документ
Управление культуры Белгородской области и государственные библиотеки (универсальная научная, детская А. Лиханова, юношеская, специальная для слепых им. В. Ярошенко) в рамках Школы управления провели профессиональный диалог руководителей ЦБС "Спроси у специалиста".
Проблематика диалога: совершенствование системы управления ЦБС и научная организация труда в библиотеках в современных условиях (правовое поле деятельности библиотек, документационное обеспечение управления, планирование и отчетность, управление персоналом и т.п.).
-
Основные требования к работе со спонсорской помощью, полученной библиотекой?
(МУК «Корочанская центральная районная библиотека»)
Отвечает Светлана Алексеевна Бражникова, заместитель директора БГУНБ по научной работе:
Документ
-
Опыт работы ЦБС области по механизму разработки и применения показателей оценки эффективности процессов библиотечной деятельности. Документационное обеспечение.
Валуйская ЦБ)
-
Учитывая исключительно важную роль, которую играют информационные технологии в современном обществе и, принимая во внимание закон «Об авторском праве», который предусматривает
использование только лицензированных программных продуктов Microsoft, хотелось бы узнать, может ли универсальная научная библиотека централизованно приобрести
постоянные лицензии на ПО Microsoft для библиотек области или же подготовить пакет документов на городское управление культуры для целенаправленного
финансирования приобретения этих программ? (используя опыт управления образования и науки)
(ЦБ г. Губкин)
Отвечает Сороколетова Наталья Васильевна,заместитель директора по автоматизации Белгородской государственной универсальной научной библиотеки:
Вопрос о наличии лицензионного программного обеспечения очень важен и актуален. Белгородская ГУНБ не имеет финансовых полномочий для централизованного приобретения лицензий на системное и прикладное программное обеспечение для отдельных библиотек. Цетрализованно закупленная система для автоматизации библиотечных процессов – “OPAC-Global” является лицензионным программным продуктом и операционная система, в среде которой работает эта программа, и СУБД тоже лицензионные. Этими лицезиями пользуются все библиотеки, работающие в системе “OPAC-Global”. Такое использование лицензий в данном случае обеспечивается тем, что “OPAC-Global” установлена на сервере физически расположенном в БГУНБ, а все остальные библиотеки удаленно обращаются к серверу со своих рабочих станций. В случае же использования системного и прикладного программного обеспечения, которое библиотека будет использовать непосредственно на персональных компьютерах, установленных в здании этой библиотеки, закупка лицензий должна быть сделана самой библиотекой или районом, или управлением.
Пакет документов на городское управление культуры является типовым: письмо-обоснование необходимости выделения соответствующего финансирования и перечень требуемых программ с указанием количества лицензий и их стоимости. Перечень программ приведен в «Рекомендации для муниципальных библиотек области по внедрению и использованию информационно-коммуникационных технологий». Количество лицензий зависит от количество персональных компьютеров, с которых необходим доступ к программе. Стоимость лицензий уточняется у компаний, являющихся официальными представителями разработчиков (например, ООО «Инфотех»), с учетом скидок для учреждений культуры.
-
Какие делаются шаги для создания программы по централизованной компьютеризации библиотек области? Например: в ЦБС г. Губкина 8 комплектов компьютерного оборудования, 7 из которых
приобретены за счет платных услуг и спонсорской помощи. Мы считаем, что этого количества машин недостаточно для полноценной организации работы.
(ЦБ г. Губкин)
Отвечает Сороколетова Наталья Васильевна,заместитель директора по автоматизации Белгородской государственной универсальной научной библиотеки:
С целью обеспечения централизованной компьютеризации библиотек области управление культуры Белгородской области совместно с БГУНБ активно работают над включением в программу создания единого
информационно-телекомунникационного пространства Белгороской области мероприятий по автоматизации библиотек. На первом этапе (2004-2006 гг.) создано 28
библиотечно-информационных центра на базе 4-х государственных и 24 муниципальных библиотек области. Каждый центр получил компьютерное оборудование и для всех библиотек
закуплена единая программа - “OPAC-Global”. Направления развития единого информационного пространства библиотек области включены в «Конценцию информатизации Белгородской области
до 2010 года», которая утверждена постановлением правительства Белгородской области № 234-пп от 27 октября 2006 года.
-
В связи с действием на территории Российской Федерации нормативного акта о приобретении для бюджетных организаций товаров на тендерной основе стало практически невозможным
комплектование библиотек. Так, торговые отделы Администрации г. Губкина требуют тендерные счета (идентичные друг другу), не менее трех, от разных предприятий книжной торговли на одно и тоже издание. Какие предпринимаются шаги для
упрощения механизма приобретения литературы для муниципальных библиотек?
(ЦБ г. Губкин)
Отвечает Косминская Нина Юрьевна, заведующая отделом комплектования Белгородской государственной универсальной научной библиотеки:
Документ
- Почему не сохранены централизованные средства на комплектование библиотек, в то время как на приобретение, например, музыкального оборудования они остались?
(Краснояружская ЦБ)
Отвечает Андросова Нонна Олеговна, заместитель начальника управления культуры Белгородской области:
В соответствии с Федеральными законами от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» комплектование музыкального оборудования не относится к отдельно выделенному расходному полномочию. Также комплектование библиотечных фондов не относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Комплектование библиотечных фондов как расходное полномочие закреплено за бюджетами муниципальных образований, и передать указанное полномочие на государственный уровень власти не представляется возможным.
Тем не менее, органы местного самоуправления поселений вправе передать расходное полномочие – комплектование библиотечных фондов на уровень муниципального района путем заключения соглашения о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ.
- Документационное обеспечение управления библиотек в современных условиях (перечень документов)
(Ивнянская ЦБ)
Отвечает Бражникова Светлана Алексеевна, заместитель директора по научной работе Белгородской государственной универсальной научной библиотеки:
Документационное обеспечение управления в организации осуществляется специальной службой, подчиненной непосредственно руководителю организации. Документирование управленческой деятельности охватывает все
процессы, относящиеся к записи (фиксации) и оформлению необходимой для осуществления управленческих действий информации на различных носителях по установленным правилам. Состав управленческих
документов определяется компетенцией и функциями организации, порядком решения вопросов, объемом и характером взаимосвязей с другими организациями и закрепляется в табеле документов.
Документационное обеспечение управления библиотекой закреплено в настоящее время в Региональном стандарте «Качество услуг в области культуры и искусства», утвержденном
постановлением правительства Белгородской области от 9 июня 2006 года №135-пп.
Подробнее
- Образец Устава ЦБС
(Ивнянская ЦБ)
Отвечают специалисты научно-методического отдела Белгородской государственной универсальной научной библиотеки:
Елена Станиславовна Бочарникова, заведующая научно-методическим отделом
Елена Александровна Кононова, главный библиотекарь научно-методического отдела
Документ
- Каким образом регулируются трудовые отношения, связанные с продолжительностью рабочего времени и времени отдыха в библиотеке, в соответствии с новой редакцией Трудового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 30 июня 2006 года?
Отвечает Анастасия Данилкина, юрисконсульт по гражданско-правовым вопросам (Независимый библиотечный адвокат. – 2008. - № 5. – С. 44)
Рабочее время
|
|
|
Copyright c 2000-2014 БГУНБ.
Все права защищены. Россия, г. Белгород, ул. Попова, д.
39а, bgunb@bgunb.ru
|
|
|
|
|
|